?

Log in

No account? Create an account

О гипнозе, психосоматике и гипнотерапии. Обучение. Отзывы о сеансах гипнотерапевта Геннадия Иванова.

Условия приема, отзывы о гипноанализе. Обучение очно и online гипнозу и гипнотерапии

Previous Entry Share Next Entry
Эксперименты по гипнозу советской школы
гипноз лого
hypnosismoscow
❶ Кто любит сравнивать, пожалуйста, оцените уровень научного подхода к изучению гипноза в труде профессора МГУ О. К. Тихомирова "Психологические исследования творческой деятельности".

Когда спрашивают, Геннадий, что за эксперименты постоянно ставишь? Просто беру и проверяю на сомнамбулах старые выводы о объективности стадий гипноза, возможностях памяти, методах создания постравматического синдрома. Все же описано, кто мешает проверять.

Могу с уверенностью сказать, что состояние Ultra Depth, популярные изложения Esdaile State обычные мифы, построенные на ошибочных толкованиях единичных случаев. Достаточно внимательно изучить опыты Л. П. Гримака по моделированию различных состояний в гипнозе, когда на длительном интервале фиксировалось результаты внушений на всех уровнях (физиологическом, поведенческом, ЭГГ), чтобы, во-первых, закрыть тему приоритета открытия сверхглубоких стадий, и, во-вторых, стоит понять критерии доказательной психологии.

Естественно, что-то выложу, как никак снимаю гипнотиков с конца прошлого года 2016. Правда, ничего не публиковал. Было много противоречий, сейчас сложилась четкая картина.


❷ Ради интереса отрывки из книги Тихомирова:

● Общая характеристика мышления в гипнотическом состоянии

Выводы. 1. Описанные результаты позволяют утверждать, что по крайней мере для определенных стадий гипноза формула о «выключении второй сигнальной системы» не описывает действительного состояния высших корковых процессов.
2. В активном гипнотическом состоянии возможно не просто осуществление умственной деятельности, но функционирование творческих продуктивных процессов, включающих формирование и коррекцию замысла, активный поиск и достижение объективно верного результата.
3. Тот факт, что испытуемые успешно решали достаточно сложные задачи вербального характера (толкование пословиц, усмотрение аналогий) без каких-либо признаков визуализации и фрагментарности, позволяет сделать вывод о существенном отличии изучавшихся нами процессов от тех, которые имеют место в сновидениях, для которых как раз и характерны, по мнению большинства авторов, выше перечисленные признаки.
4. Учитывая распространенность в настоящее время «автоматного» подхода к характеристике мышления человека, необходимо подчеркнуть, что точка зрения английского психофизиолога Карпентера, утверждавшего, что «гипнотик становится на некоторое время «мыслящим автоматом» , не находит поддержки в полученных нами данных. Напротив, есть все основания утверждать, что не только в обычном, но и в гипнотическом состоянии мышление человека не функционирует по принципу автоматов, даже таких сложных, какими являются ЭВМ.
Ранее проведенные исследования показали существенное отличие процесса решения задач человеком от работы существующих автоматов. Теперь мы имеем право утверждать, что этот вывод справедлив и для изучавшихся нами стадий гипноза.
5. Полученные данные еще раз показывают, что гипнотическое внушение является важным методом экспериментальной психологии. Меняя функциональное состояние испытуемого, объем актуализируемых знаний, значимость объектов и действий, можно управлять течением умственных процессов и анализировать их структуру.

● «Детское мышление»

Выводы. Таким образом, в нашем исследовании обнаружилось три основных факта.

1. В состоянии глубокого гипноза при внушении детского возраста испытуемые решают все предложенные тесты идентично детям данного возраста.
2. Произвольное сознательное подражание детскому поведению не приводит к решению некоторых тестов способом, аналогичным способу решения этого теста ребенком.
3. Одной из причин того, что взрослые люди, играя роль ребенка, не могут выполнить ряд тестов так же, как их выполняют дети, является неверное представление о том, что «должен» сделать ребенок для правильного решения стоящей перед ним задачи.

На основании этого можно сделать вывод о том, что в глубоком гипнотическом состоянии (активная сомнамбулическая фаза гипноза) при внушении детского возраста могут происходить реальные изменения психической деятельности, адекватные внушенному возрасту, симуляция части которых взрослым человеком невозможна.

Это свидетельствует о невозможности применения ролевой теории гипноза к глубокому сомнамбулическому состоянию и<дает нам основание использовать методику гипноза для экспериментального изменения личности в другом направлении.

Проблема специфичности изменений, достигаемых в гипнотическом состоянии, неоднократно обсуждалась в литературе. Иногда высказывается мнение, что при «высокой мотивации» наблюдаемые в гипнозе эффекты можно получить и вне гипнотического состояния («адекватная мотивационная инструкция»). Остановимся более подробно на фактах, привлекаемых сторонниками данной точки зрения.
Орн предлагал 9 испытуемым мужчинам держать на вытянутой руке груз весом в 1 кг с внушением галлюцинаторного образа стола, на котором лежит груз. Время удержания груза (Т) фиксировалось, но не сообщалось субъекту. Затем экспериментатор выводил испытуемого из состояния транса и говорил ему, что женщины способны продержать такой же груз в течение времени Т, а мужчины Т + 7 2 минуты, кроме того, для усиления мотивации использовалось денежное вознаграждение. В этой ситуации 7 из 9 испытуемых превысили свои гипнотические результаты. Из этих фактов Орн делает вывод, что, играя на мужском честолюбии, стремлении выглядеть сильным и т. д., можно в обычном состоянии получить результаты, превосходящие гипнотические, в которых не использовалась мотивационная инструкция.

Данные Орна, с нашей точки зрения, не опровергают гипотезу о специфичности гипнотических эффектов, так как у испытуемых не создавалась повышенная мотивация в гипнозе, но автор правильно связывает проблему гипнотических эффектов с мотивацией. Наши данные позволяют выдвинуть следующую гипотезу: в глубоком гипнозе возможно создание такой мотивации деятельности, которая не достигается в обычных условиях (по инструкции, путем использования моральных и материальных стимулов и т. д.). Возможно, что именно этим объясняются те глубокие изменения в протекании психической деятельности человека, которые нам удалось выявить.

● Электрофизиологические доказательства «регрессии возраста»

Таким образом, при сочетании гипнотического эксперимента с контрольным удалось успешно использовать тесты Пиаже, не останавливаясь на необходимости детально изучать особенности индивидуального развития каждого испытуемого, как это рекомендуют Риф и Шерер.

Можно полагать, что мнение Хилгарда, а также положения Сэрбина и Барбера о частичном и даже полном разыгрывании испытуемыми детской роли в возрастной гипнотической регрессии, также справедливо, но для менее глубоких стадий гипнотического состояния. Кроме того, подобное |разыгрывание носит внешний поверхностный характер и не может в полной мере воспроизвести поведение и мышление ребенка.
Таким образом, именно глубина гипнотического состояния определяет степень полноты внушенной возрастной регрессии.

Подводя итоги, можно считать, что талантливый актер, не поддающийся гипнозу, очевидно, может внешне симулировать гипнотические переживания, но не сможет сыграть некоторые физиологические реакции (например, плавание глаз и дельта-активность на ЭЭГ). Испытуемые второй группы с частичным изменением самосознания и частичным контролем, очевидно, могут и частично играть роль, внушенную в гипнозе, или частично сопротивляться разыгрыванию этой роли. И, наконец, испытуемые третьей группы с самой глубокой гипнотической внушаемостью испытывают внушенное состояние с максимально возможной адекватностью в физиологическом и психологическом смысле.

● Сверхдолговременная память
● Изменение психической регуляции действия
● Изобразительная деятельность
● Управление творческим процессом
● ...


История гипноза и гипнотерапии от открытия сомнамбулизма до научного подхода «русской физиологической школы»