?

Log in

No account? Create an account

О гипнозе, психосоматике и гипнотерапии. Обучение. Отзывы о сеансах гипнотерапевта Геннадия Иванова.

Условия приема, отзывы о гипноанализе. Обучение очно и online гипнозу и гипнотерапии

Previous Entry Share Next Entry
Примеры сеансов когнитивной гипнотерапии по Томасу Дауду (Thomas Dowd)
Гипноз
hypnosismoscow

P. S. Лестное предисловие к COGNITIVE HYPNOTHERAPY написал Аарон Т. Бек, создатель когнитивной психотерапии. Это как минимум предполагает, что сей труд стоит проштудировать. Я намеренно привел пару сеансов Томаса Дауда, чтобы была видна разница в подходах, основанных на эриксоновской и классической школе гипноза.

● Скачать книгу "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СХЕМА-ТЕРАПИИ.
Методы работы с дисфунциональными режимами при личностных расстройствах"
● Скачать книгу "Когнитивная гипнотерапия" Дауд Томас
Лечение аллергии через перепроживание психотравм в гипнозе.

Чтобы схожесть названий не вводила в заблуждение, вместо гипнотерапия я стал использовать гипноанализ. Начинка отличается существенно. Эффективнее то или иное направление решит практика, а научное обоснование моделей поможет установить эксперимент.

Трансовые техники и когнитивный гипноанализ для избавления от психосоматики (очно в мини-группе в Москве).
Online-курс "ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА " (длительность полтора месяца).

Первый


Джим обратился за помощью из-за постоянных навязчивых тревожных мыслей о своей профессиональной деятельности. Они начинались глав¬ным образом со слов «что, если...?» Например: «Что, если я плохо справ- люсь с этим проектом?» и «Что, если я потеряю работу?». Чем больше клиент погружался в эти рассуждения, тем более крайнюю форму они принимали, указывая, что он предавался драматизации ситуации. С этой умственной «жвачкой», стоило ее начать, было трудно покончить, и он чувствовал, как становится все более и более напряженным.


Терапия началась с обучения его гипнотической релаксации. Гип-нотерапевт воспользовался техникой индукции релаксации, чтобы по¬мочь клиенту расслабить мышцы и определить зоны повышенного на¬пряжения.


А теперь, Джим, я хочу, чтобы ты откинулся в кресле и закрыл глаза. Хотя сейчас ты можешь не чувствовать большой расслабленности, просто поста-райся быть настолько расслабленным, насколько сможешь. Важно, чтобы тебе было комфортно ощущать свою способность сделать все, что ты мо¬жешь, прямо сейчас, не беспокоясь о том, что что-то не получается. Пока ты будешь здесь сидеть, я собираюсь перечислить по очереди все группы мышц, и прошу тебя обращать внимание, насколько они напряжены, а по¬том расслаблять их. Одновременно обращай особое внимание на звук мое¬го голоса. Сначала обрати внимание на мышцы твоей головы: за ушами, вокруг глаз, на свою нижнюю челюсть, язык. Обрати особое внимание на малейшую напряженность в твоем языке, так как он часто бывает одной из точек напряженности в теле. Хорошо... теперь дай этим мышцам медленно расслабиться. [Можно получить некоторую информацию о прогрессе путем наблюдения за такими телесными изменениями, как отвисшая нижняя че¬люсть.] Теперь обрати внимание на мышцы шеи и плеч, по ходу дела рас¬слабляя их. Ты чувствуешь, как твои плечи поникают. [Субъект с хорошей гипнабельностью может начать слегка покачивать головой, и гипнотерапев-ту не стоит из-за этого беспокоиться.] Теперь обрати внимание на мышцы предплечий и кистей рук, постепенно расслабляя их. Теперь обрати внима¬ние на мышцы живота и бедер. Ты чувствуешь, что все глубже утопаешь в кресле.


Гипнотерапевт продолжает перечислять группы мышц, переходя к нижним отделам тела Джима, отмечая и называя телесные изменения и интерпретируя их как прогресс в погружении в транс, соответственным образом приспосабливая скорость релаксации. В качестве альтернати¬вы терапевт мог попросить его ощутить, как напряжение вытекает из его тела по мере все большего и большего расслабления.


Второй комплекс интервенций был адресован катастрофическим размышлениям клиента из категории «что, если...?». Поскольку Джим не всегда сознавал содержание своих навязчивых мыслей, гипнотера¬певт воспользовался двумя методами их разоблачения. Джима попро¬сили вести журнал мыслей, которые появлялись у него при ощущениитревоги. Хотя сначала эта обязанность показалась ему трудной, со вре¬менем он, при поддержке со стороны терапевта, приобрел большую точ¬ность в освещении этих мыслей. Находясь в трансе, Джим учился вооб¬ражать себя в проблемной ситуации (идентифицированной заранее) и сообщать, какие мысли пробегали в его сознании. В рамках предгипно-тической подготовки ему было сказано, что разговаривать в состоянии транса — обычное дело для загипнотизированных людей. Гипнотера-певт записывал все эти высказывания. Была использована следующая гипнотическая процедура.


Гипнотерапевт. Джим, я хотел бы, чтобы ты представил, будто тебя вызва¬ли в офис к шефу для полугодичной аттестации. Когда ты сосредоточишь внимание на этой сцене, позволь себе испытать обычную тревогу. Теперь почувствуй, что ты расслабляешь свое тело так, как мы упражнялись до этого, и ощути, как твоя тревога несколько ослабевает. Теперь расскажи мне, о чем ты думаешь.


Джим. Я думаю: что, если ему не нравится моя работа, что, если он меня вышвырнет? Если я потеряю работу, то сделаюсь полным неудачником!

На следующей сессии гипнотерапевт помог Джиму построить пози¬тивные самоутверждения для противодействия любой негативной мыс¬ли. При этом метод двух колонок был использован в следующем виде


Негативные и позитивные утверждения Джима


Негативные мысли

1. Что, если ему не нравится

моя работа?

2. Что, если он меня вышвыр¬

нет?

3. Если я потеряю работу,

то сделаюсь полным

неудачником


Позитивные самоутверждения


1. Она всегда ему нравилась прежде,

и у меня нет никаких оснований думать, что она не понравится сейчас

2. Ничто не указывает на то, что меня

вышвырнут, и раньше мне всегда удавалось

найти другую работу

3. Даже если я не справлюсь с этой работой,

это еще не значит, что я не справлюсь

с чем-то другим


Затем гипнотерапевт, пока Джим находился в трансе, попросил его сначала обдумать негативную мысль, а потом — позитивное утвержде¬ние. Аналогично воображаемому преодолению, по Дж. С. Беку (J. S. Beck, 1995), ему было предложено также представить при этом, что его на¬чальник стоит перед ним.


Теперь, Джим, ты чувствуешь себя достаточно расслабленным, чтобы ощу¬щать комфорт, и я хочу, чтобы ты вслух произнес одну из тех негативных вещей, которые ты говоришь себе. Прекрасно! Теперь расслабь свое тело, как мы учились! Замечательно! Теперь выскажи вслух позитивное утверж¬дение, которое ты выучил. Теперь потренируйся, высказывая сначала не¬гативное, а потом позитивное утверждение, продолжая расслабляться. Те¬перь позволь этим мыслям улетучиться из твоего сознания; считай от пяти до одного и постепенно выходи из транса.


Замещение негативных утверждений позитивными должно повто¬ряться как по ходу единичной гипнотической сессии, так и на протя¬жении ряда сессий. Прочно укоренившиеся когниции любой разновид¬ности с трудом уступают место альтернативным. Вот почему так важно их повторение. Вопреки анекдотическим литературным казусам, описы¬вающим исцеление за одну-другую гипнотическую сессию, для того что¬бы состоялось новое научение, гипнотические повторы обязательны почти во всех случаях. Полезным является и повторение процесса ре-лаксации. Многие гипнотерапевты записывают эту технику на магни¬тофон, чтобы клиенты имели возможность слушать пленку в проме¬жутках между сессиями. Благодаря этому клиенты могут научиться расслабляться быстрее и легче, так что это действие становится автома¬тическим. В конце концов, они могут начинать расслабляться уже на по¬роге психотерапевтического кабинета.


Второй


Главной проблемой Джея была тревога, связанная с возможной неуда¬чей как на работе, так и в отношениях с женщинами. На работе его пре-следовала боязнь не оправдать ожиданий своего начальника. Наряду с тем, что ему казалось, будто он ловко одурачил своего босса, заставив считать себя компетентным работником, он постоянно боялся, что его разоблачат, назовут мошенником. Он описывал себя как человека, ко-торый постоянно выискивает признаки, свидетельствующие о недо¬вольстве начальника его работой, и проверяет ее на предмет мелких ошибок.


В обществе женщин он обнаруживал, что постоянно ищет (вербаль-но и невербально) знаков симпатии в свой адрес и одобрения своего по¬ведения. Поэтому он держался подобострастно, и не приходится гово¬рить, что большинство женщин его поведение раздражало и отвращало. Это только закрепляло его чувство межличностной тревоги, приводя к тому, что заискивания и перепроверки удваивались, что, в свою очередь, вело к большему фиаско и большей тревоге. Джей угодил в порочный круг.


В ходе начальных сессий терапевт идентифицировал два главных скрытых (ядерных) убеждения, скрывавшихся за бедственным положе-нием клиента. Анализ поведения Джея показал, что на работе он при¬держивался жестких стандартов, которые, по Янгу (Yong, 1994), явля¬ются частью ранней неадекватной схемы, подразумевающей сверхбди¬тельность и сдержанность. Такое поведение описывается Эллисом (Ellis and Dryden, 1997) посредством понятий иррациональной убежденно¬сти в мимикрии и перфекционизма, а также соответствует одной из тех основных установок на беспомощность («Я некомпетентен»), что были описаны Дж. С. Беком (J. S. Beck, 1995). Проблемы, которые возникали у Джея с женщинами, проистекали из ранней неадекватной схемы де¬фектности/стыда и в некоторой степени, наверное, из эмоциональной депривации (отсутствия заботы). Все эти описания похожи на ряд нега¬тивных ядерных убеждений, описанных Дж. С. Беком, например: «Меня не любят», «Я обречен быть отверженным» и «Я никчемен».


Дауд (Dowd, 1997b) описал несколько методов модификации ядер¬ных когнитивных схем. Для модификации тех РНС Джея, которые ка¬сались его трудовой деятельности, гипнотерапевт выбрал замещение и превозмогающее воображение. Это аналогично прослеживанию образов вплоть до их завершения и воображаемому преодолению, предложен¬ным Дж. С. Беком (J. S. Beck, 1995). Когда Джей вошел в гипнотиче¬ский транс, его попросили представить, как босс распекает его за пло¬хую работу, а сам он пытается справиться с этой ситуацией. Процедура гипноза протекала следующим образом (выделены слова, которые под-черкивались голосом).


Я хочу, чтобы ты увидел себя стоящим перед твоим начальником. Он обна¬ружил изъян в одном из твоих недавних заданий и спрашивает тебя об этом. Слушая его, ты можешь почувствовать, как в тебе поднимается тревога. Но ты также видишь, как выпрямляешься и смотришь прямо на него [в мину¬ты тревоги Джей обычно глядел в пол]. По мере того как ты продолжаешь на него смотреть и стоять во весь рост, ты сможешь почувствовать, что твоя тревога ослабевает. Как только твоя тревога начинает уменьшаться, ты на¬чинаешь чувствовать себя более компетентным, меньшим притворщиком, более ответственным. Ты даже чувствуешь себя менее совершенным, но ты знаешь, что в этом нет ничего страшного, ибо никто не совершенен, и это тоже в порядке вещей. В то же время ты можешь увидеть себя компетент¬ным, компетентным и ответственным... когда ты стоишь во весь рост и смот¬ришь в лицо начальнику. Теперь увидь себя отвечающим ему четко, спокой¬но и без страха. Хорошо! И чем больше ты видишь себя отвечающим ему четко, спокойно, без страха, тем меньшую ты испытываешь тревогу, а чем меньшую тревогу ты испытываешь, тем больше ты видишь себя отвечающим ему четко, спокойно, без страха. Ведь это по-настоящему интересно — раз¬ве нет? — ощущать себя более расслабленным потому, что ты чувствуешь себя менее совершенным... почти как облегчение, разве не так? И ты мо¬жешь испытать это чувство облегчения в любой момент, когда захочешь, расслабляясь от своего совершенства, и прибегая к этому чувству облегче¬ния, чтобы расслабиться еще больше. Теперь я хочу, чтобы эта сцена улету¬чилась из твоего сознания, но при этом ты будешь продолжать чувствовать себя все более и более комфортно, все более и более расслабленным.


Когда Джей вышел из транса, гипнотерапевт обсудил с ним его реак¬ции на воображаемое преодоление и вынесенные уроки.

Что касается проблемы, которая была у Джея с женщинами, то здесь терапевт избрал гипнотическую когнитивную репетицию (Dowd, 1997b) в сочетании с гипнотической релаксацией. Процедура гипноза протека¬ла так. Увидь себя, подходящим к , держащимся прямо и смотрящим ей в глаза. Тебе интересно, нравишься ли ты ей (любит ли она тебя), но ты решаешь не спрашивать ее об этом. На самом деле это и не нужно, верно? Прямо сейчас она находится с тобой, и это все, что тебе надо знать, правда? Если бы ты ей не нравился (если бы она тебя не любила), то ее бы с тобой не было, не так ли? Разве не расслабляет знание, что ты действительно приятный (любимый) парень? Разве не расслабляет знание, что ты по-насто¬ящему желанный человек? Увидь себя просто разговаривающим с ней, не проверяющим ее поступков, чувствующим себя комфортно и расслаблен¬ но от одной только близости к ней, знающим, что она с тобой потому, что она хочет быть с тобой, чувствующим себя комфортно с этим знанием, не нуждающимся ни в каких других действиях. Еще раз ощути колоссальную власть ничегонеделанья и деланья меньшего. [Эта техника обсуждалась с Джеем раньше.] Теперь несколько секунд смотри на себя, общающегося с в такой манере, и после дай этой сцене медленно улетучить¬ся из твоего сознания.


Когда Джей вышел из транса, гипнотерапевт обсудил с ним эту сце¬ну — насколько реалистичной она показалась, как он себя чувствовал, чему он научился. При проведении гипнотической когнитивной репе¬тиции важно убедиться в наличии у клиента реакции на когнитивную фантазию и связанного с ней чувства комфорта, чтобы модифицировать ее на будущих сессиях.


Третий


Поскольку Джей был необычно открытым и не склонным к защите, гип-нотерапевт избрал прямые методы работы над его проблемами. Однако если бы клиент проявил большее сопротивление, он воспользовался бы непрямыми методами. Ниже приводится пример использования непря¬мой гипнотерапии применительно к гипотетическим ядерным когни¬тивным схемам Джея.


Гипнотерапевты, работающие в рамках терапии Эриксона, как пра¬вило (хотя не всегда), опираются на непрямые индукции и процедуры (например, Erickson and Rossi, 1979). Поскольку эти техники могут быть сложными и замысловатыми, читателю рекомендуется пройти дополни¬тельный тренинг прежде, чем пытаться ими воспользоваться. Они не так просты и легки в применении, какими часто кажутся. В целом они опи¬раются на введение суггестии не напрямик, а через метафоры и аллю¬зии. Эти суггестии часто бывают встроены в естественный поток разго-ворной коммуникации так, что не существует четкой границы между индукцией и гипнотической процедурой. Кроме того, в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекает¬ся от важных аспектов коммуникации посредством способа постепенно¬го формирования воспоминания (Fleming et al., 1992). Иногда создается впечатление, что гипнотерапевты здесь даже не касаются проблемного поведения или ситуации. Ниже приводится возможный сокращенный вариант гипнотической процедуры непрямого характера для проблемы Джея, связанной с его работой. (Выделены слова, на которые ставится ударение.)


Джей, хочу, чтобы ты слушал, пока я буду говорить, обращал внимание на мои слова, но постепенно позволял своему сознанию переключиться на дру¬гие вещи. На самом деле тебе не нужно обращать пристальное, осознанное внимание на то, что я говорю... твой бессознательный разум услышит то, что ему нужно услышать — что он хочет услышать. Ты можешь войти в транс любым способом, который выберешь, либо закрыв глаза, либо держа их открытыми. Пока я продолжаю говорить, ты можешь позволить себе вой¬ти в транс настолько глубоко, насколько ты пожелаешь — хорошо — чув¬ствуя себя хорошо, что бы ты ни делал {пауза). Когда ты был очень юн, Джей, ты, вероятно, задумывался, достаточно ли ты хорош... достаточно ли хорош, чтобы делать все те вещи, которые ты хотел делать... все вещи, ко¬торых хотели от тебя другие. Когда ты стал старше, ты обнаружил, что ты можешь прекрасно делать многие вещи... прекрасно делать все больше и больше вещей. Тебе стало нравиться твое умение. И все-таки, наверное, еще оставался тот голос из детства — любопытствующий, достаточно ли хорош ты — интересующийся, собираешься ли ты сделать это. Годы прошли, и ты сделал это, но голос детства по-прежнему остался, удивляясь и спрашивая, достаточно ли ты хорош, сделаешь ли ты это. Возможно, голос детства все еще там, все еще спрашивает, достаточно ли ты хорош, сделаешь ли ты это. Но тот детский голос теперь можно заменить взрослым голосом, говоря¬щим: «Я сделал это; я достаточно хорош!» И пока я продолжаю с тобой говорить, ты можешь слышать два этих голоса и постепенно позволить взрослому голосу возобладать. Итак, чем больше ты думаешь «Я сделал это!», тем быстрее ты сможешь начать чувствовать себя уверенно и комфор¬тно, уверенно и комфортно — знающим, что ты можешь и впредь извлекать удовольствие из своего умения, — знающим, что ты, Джей, не должен быть совершенным, просто достаточно хорошим. И ты можешь обрести комфорт и расслабленность в том, чтобы не быть совершенным, в том, чтобы быть достаточно хорошим, — знающим, что чем больший комфорт ты обретаешь, тем лучше ты будешь ощущать свое умение, а чем лучше ты будешь ощу¬щать свое умение, тем больший комфорт ты обретешь. Не правда ли, ком-фортно ощущать себя не совершенным, а достаточно хорошим.


Непрямая гипнотическая процедура для решения проблемы Джея с женщинами могла бы быть следующей.


По мере того как ты будешь чувствовать себя все более комфортно, ты смо¬жешь, если пожелаешь, начать переживать транс любым способом, каким захочешь, зная, что твой бессознательный разум сможет начать анализ тво¬его беспокойства, фокусируясь на всех способах, какими оно влияет на твои отношения с женщинами. И твой бессознательный разум сможет присту¬пить к рассмотрению новых путей мышления — новых путей действия. Твой бессознательный разум сможет начать видеть новые и желанные воз¬можности, не только те, что желаешь ты, но также и те, что другие желают видеть в тебе, как другие желают видеть тебя. И ты сможешь начать ду¬мать обо всех желанных частях себя — всех, которые другие желают ви¬деть в тебе. И чем больше ты об этом думаешь, тем больший комфорт ты можешь ощутить, желая еще даже большего комфорта и считая себя же¬ланным. Разве все эти новые способы взглянуть на себя не захватывают... открывая для тебя новые и желанные возможности?..


В этих примерах адресатами являются ранние неадекватные схемы, хотя к ним обращаются по-разному. В гипнотерапии Эриксона чрезвы¬чайно важна креативность, и каждый гипнотерапевт учится приспосаб¬ливать общие указания к своему личному стилю.