Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов (hypnosismoscow) wrote,
Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
hypnosismoscow

Categories:

Нейробиолог Яак Панксепп (Jaak Panskepp) о базовых эмоциях

● Часть 1. Что такое базовые эмоции и чем они отличаются от обычных эмоций?

Мозг удивителен тем, что в нём эволюция оставила свои «исторические» отпечатки. Эту историю видно в его анатомии, гистологии и даже функционировании. Одна из последних книг Яака Панксеппа называется «Археология сознания» (Archaeology of Mind). И это неудивительно, ведь изучение мозга напоминает археологию: различные его слои рассказывают о различных эпохах в развитии. Наиболее древние системы расположены медиально и каудально, новые – латерально и рострально.

Для эволюции критически важно закреплять и ограничивать функции. Таким образом, подход должен быть иерархическим: от архаических (древних) систем к новейшим системам MindBrain1.

Функциональная структура мозга напоминает вложенную иерархию: новые структуры вырастают на базе более старых.

Двусторонняя связь между более новыми структурами и более старыми возможна за счёт того, что старые структуры репрезентированы (находят своё отражение) в новых.

Другими словами, самые древние структуры являются базовыми (базовые функциональные структуры подобны фундаменту дома, без которого невозможна устойчивая конструкция).

Иерархический принцип обнаруживается и у эмоций. В качестве эвристического упрощения (упрощение с практической целью) авторы используют следующую номенклатуру:

a) аффективное ядро (относится к первичным процессам) – аффективные процессы, которые протекают в подкорковых структурах головного мозга,

b) эмоциональное научение (относится к вторичным процессам) – происходит при участии павловского/классического обусловливания и инструментального/оперантного научения,

c) сложные когнитивно-аффективные амальгамы (относятся к третичным процессам) – процессы, возникающие в результате взаимодействия между неокортексом, лимбическими и паралимбическими структурами головного мозга2 (эмоционально заряженные мысли и размышления о текущих проблемах), на этом уровне также возможно взаимодействие с рабочей памятью для планирования альтернативных способов справляться с текущими задачами.

Основные элементы управления:

+ восходящие «снизу-вверх» – от первичных процессов к вторичным и третичным,
+ нисходящие «сверху-вниз» – от третичных процессов к вторичным и первичным.

Вышеописанная иерархия также характера и для сознания в целом!

Эндель Тульвинг (Endel Tulving) представил это следующим образом:

+ аноэтическое сознание – приобретение опыта без его понимания,
+ ноэтическое сознание – понимание и изучение фактов о себе самом и мире,
+ автоноэтическое сознание – способность использовать личные воспоминания (эпизодическую память) для, своего рода, путешествий во времени, чтобы прогнозировать будущее.

Авторы считают, что путаница относительно эмоций возникает из-за того, что исследователи изучают разные уровни, но спорят так, как если бы изучали один и тот же.

Итак, руководствуясь вышесказанным, можно ответить на поставленный вопрос: базовые эмоции относятся к первичным процессам, они возникают до эмоционального научения, до мыслительных процессов более высокого порядка. Это – ядра эмоциональных состояний, которые мы называем в повседневной жизни эмоциями.

1 – термин специально оставлен без перевода. MindBrain отражает монистичсекую онтологию (в противовес дуалистическому декартовскому разделению на «Психе» и «Сому»). Тем самым авторы подчёркивают, что сознание и мозг являются сторонами одной монеты. Они также использует реверс BrainMind.

2 – неокортекс – новая кора, новые области коры конечного мозга (теленцефалона); паралимбическая кора включает грушевидную кору, энторинальную кору, парагиппокампальную кору (со стороны медиальной поверхности височной доли) и поясную кору (над мозолистым телом); лимбическая система – обонятельные луковицы, гиппокамп, гипоталамус, миндалевидные тела, передние ядра таламуса, свод мозга и его столбы, сосцевидные тела, прозрачная перегородка, поводковая (хабенулярная) комиссура, поясная извилина, парагиппокампальная извилина, лимбическая кора и лимбические области среднего мозга (мезенцефалона).



● Часть 2. Какие эмоции относятся к базовым?

К базовым эмоциям относятся: ПОИСК, СТРАХ, ЯРОСТЬ, ПОХОТЬ, ЗАБОТА, ПАНИКА/ГОРЕ и ИГРА. Авторы всегда пишут эти базовые эмоции большими буквами, чтобы избежать терминологической путаницы. Это – прототипы эмоциональных состояний (первичные процессы). Перечисленные базовые эмоции можно вызвать стимуляцией подкорковых структур мозга.

Яак Панксеппа считает, что эмоциональность способствовала возникновению системы BrainMind. И он прослеживает этот нейрогенетический путь именно с помощью базовых эмоций.

Он также обращает внимание на то, что корковые функции редко генетически заложены, в отличии от первичных процессов, которые как бы вшиты в операционную систему мозга: «Даже зрительная кора приобретает свои функции чаще в результате жизненного опыта, нежели потому, что они генетически продиктованы (Sur & Rubenstein, 2005)». Другими словами, третичные процессы не являются врождёнными, а первичные процессы – генетически заложены.

Именно первичные процессы определяют то, что будет происходить на уровне вторичных и третичных процессов. Принятие решения, разумеется, производится с помощью высших умственных функций (третичных процессов), однако, если первичный процесс поражён, всё это идёт прахом.

Эмоциональная жизнь взрослого человека, по большому счёту, представляет собой результат вторичных и третичных процессов. На сегодняшний день нет доказательств, что неокортекс в состоянии самостоятельно генерировать эмоции без участия подкорковых структур (например, паралимбической коры). Хоть эмоциональная жизнь взрослого человека есть вторичные и третичные процессы, но для их возникновения требуются первичные процессы (аффективные ядра = базовые эмоции).

До сих пор нет доказательств теории эмоций Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции возникают в ответ на «считывание» телесных сигналов более высоко организованным неокортексом. Данные недавнего метаанализа (Vytal & Hamann, 2010) показывают, что эмоции счастья, грусти, страха, злости и отвращения сопровождаются многочисленными подкорковыми возбуждениями. То есть эти эмоции как бы стоят на плечах неких базовых процессов, протекающих в подкорковых структурах.

Для демонстрации описанных взаимоотношений Яак Панксепп приводит пару иллюстраций: «осознанное раздражение можно рассматривать как производное первичной схемы ЯРОСТЬ, чувство отвержения – производное первичной схемы ПАНИКА/ГОРЕ». Одиночество, печаль, стыд и чувство вины – когнитивные производные схемы ПАНИКА/ГОРЕ, связанной с сепарацией и дистрессом. Юмор – когнитивно обработанная схема ИГРА, связанная с социальной навигацией. Первичные процессы в большей степени «говорят» на языке нейрохимии. Например, эндогенные опиоиды – один из основных языков схемы ПАНИКА/ГОРЕ, они (эндогенные опиоиды) снижают дистресс, вызванный сепарацией (например, разлукой), что сопровождается уменьшением чувства одиночества, печали, стыда, вины. Можно пофантазировать на такую тему: не связан ли приём экзогенных опиоидов (морфин, кодеин, героин и т.д.) с попыткой уменьшить чувство одиночества или печали?

Созревание и развитие системы MindBrain идёт от простого к сложному. Понимание его работы невозможно без понимания тех фундаментальных принципов, которые легли в основу процессов высшего порядка (как, например, когнитивные атрибуции).

Таким образом, базовыми считаются компоненты, из которых строятся комплексы более высокого порядка. Базовые эмоции – эмоциональные процессы, на основе которых создаются эмоции высшего порядка.

● Часть 3. Каковы взаимоотношения между базовыми эмоциями?

Список базовых эмоций (ПОИСК, СТРАХ, ЯРОСТЬ, ПОХОТЬ, ЗАБОТА, ПАНИКА/ГОРЕ, ИГРА) не предполагает, что других базовых эмоций не существует. Он (список) указывает лишь на то, какие базовые процессы удалось пробудить (обнаружить) с помощью локальной стимуляции мозга.

Аффективные нейробиологи полагают, что характерным свойством базовых эмоций является взаимодействие с окружающей средой.

Яак Панксепп затрудняется ответить на вопрос, в каких отношениях находятся базовые эмоции (первичные эмоциональные процессы) у человека, так как исследования проводились только на животных, а не на человеке.

Далее последуют краткие заметки по каждой базовой эмоции (расширенная информация доступна в книге «Archaeology of mind: neuroevolutionary origins of human emotions»). Описание базовых эмоций повторяет эволюционный путь: от самого примитивного ПОИСКА, затем к рептильным базовым эмоциям, заканчивая социальными базовыми эмоциями.

ПОИСК: эта система возникла на основе мозгового поиска (ориентировочный рефлекс первого функционального блока по А.Р. Лурии). Его можно описать так: «охваченность желанием найти и собрать все фрукты мира», «могущественный адаптивный потенциал», «способность приводить к соответствию внутренние потребности и средовые возможности», «делает мозг чувствительным к наградам/наказаниям» (Panksepp, 2011). Яак Панксепп предполагает, что именно ПОИСК олицетворяет собой конатус Спинозы – врождённую склонность к продолжению существования и совершенствованию. Его (ПОИСК) можно также сравнить с «интересом» в других концепциях эмоций (например, у Кэрролла Изарда и Роберта Плутчика). Животные охотно активируют эту систему у себя (вспомните эксперимент с крысой, которая могла нажатием клавиши вызывать у себя удовольствие). ПОИСК считается базовой побудительной системой позитивной валентности (по типологии Левина), которая позволяет связывать желание, добычу пищи и позитивное предчувствие (Pankepp & Moskal, 2008). Когнитивно обработанный ПОИСК помогает животному вести себя не хаотически, а целенаправленно. Именно ПОИСК обеспечивает последовательность и плавность изменений мышления и поведения (Ikemoto & Panksepp, 1999; Alcaro, Huber & Panksepp, 2007). Когда эта система повреждена или дисфункциональна, остальные базовые эмоции также становятся поврежденными и дисфункциональными соответственно.

СТРАХ: «в мире множество опасностей, о некоторых мы должны узнать, что они могут представлять угрозу, тогда как других мы боимся от природы,» – пишет Панксепп. Хоть стимулы, провоцирующие боязливость, могут существенно отличаются, ядерный СТРАХ идентичен у всех видов млекопитающих. Крысы «наслаждаются» темнотой больше чем светом, они становятся боязливыми, если рядом будет даже крошечный клочок кошачьей шерсти, причём боязливыми становятся даже лабораторные крысы, многие поколения которых никогда не видели кошек. Ядро СТРАХА рассредоточено в центральных ядрах миндалевидных тел, вентролатеральном ядре гипоталамуса1, периакведуктальном сером веществе. Эти структуры заставляют животное замирать или спасаться бегством, чтобы избежать опасности. Аффективные нейробиологи считают, что есть несколько эмоциональных систем тревожного типа (например, ПАНИКА/ГОРЕ).

ЯРОСТЬ: эту систему «родила» конкуренция за ресурсы, в которой побеждает самое большое, быстрое и/или сильное животное. Эта система также может быть приведена в возбуждение с помощью лишений (депривации) и ограничений (фрустрации). Если животное не может получить то, что оно хочет, активируется система ЯРОСТЬ. Разумеется, взрослые могут модулировать свой гнев (благодаря созреванию вторичных и третичных процессов: тормозные эффекты коры головного мозга). Вторичные и третичные процессы способны ингибировать, направлять и регулировать аффективные ядра (базовые эмоции) различными способами. К сожалению, на сегодняшний день нет психотропных препаратов, которые бы могли селективно (избирательно) регулировать патологический гнев. Возможно, нейробиология поможет с этим вопросом в скором времени (например, разработка антагонистов субстанции P).

ПОХОТЬ: «где были бы млекопитающие, не будь у них мозговых структур, отвечающих за влечение друг к другу?» – задаёт вопрос Яак Панксепп. Сексуальные системы закладываются одними из первых (ещё в утробе матери), хоть и активируются к пубертату. Помните шутку про половое и бесполое размножение (В чём преимущество полового размножения перед бесполым? – Может быть удовольствие?)?

ЗАБОТА: «и, опять-таки, где б оказались млекопитающие, если бы не могли заботиться друг о друге? Вымерли бы!» На самом деле это очень воодушевляющий постулат, согласно которому живыми существами «движет» не только сексуальное желание и агрессия, но и потребность в заботе (в частности). Исследование ЗАБОТЫ чаще всего проходит на примере материнского инстинкта млекопитающих: материнский инстинкт обеспечивает большую вероятность выживания потомства (нежели если предоставить детёнышей самим себе). Если "накачать" мозг мужчины окситоцином, у него начнётся «гнездование». Считается, что материнский инстинкт («материнский мозг») регулируется с помощью сдвигов в периферических (эстроген, прогестерон и пролактин2) и центральной (окситоцин) гормональных системах. Согласно этой гипотезе у животных есть эмпатия – способность сопереживать (для того, чтобы услышать плач детёныша и откликнуться на него). Также нейробиологи считают, что особи женского пола более эмпатичны, нежели особи мужского пола.

ПАНИКА/ГОРЕ: когда маленький ребёнок теряется или отделяется от своих опекунов, они входят в состояние ПАНИКИ. Они начинают плакать, чтобы воссоединиться, их чувство внезапного одиночества отражает древние нейрональные коды, на основе которых у взрослых возникает способность к печали. Эта критически важная система представляет собой плач (зов) у млекопитающих3 в ответ на сепарацию и дистресс. Химические процессы в мозге, усугубляющие дистресс (например, кортикотропин-рилизинг-фактор) и существенно ослабляющие его (например, эндогенные опиоиды, окситоцин и пролактин), значительно влияют на генез социальной привязанности и, возможно, на выраженность депрессии (Nelson & Panksepp, 1998). Эти химические процессы могут способствовать возникновению (и нарушению) желания создать интерсубъективное пространство с другими людьми, чтобы изучать способности (в том числе и эмоциональные) нашего вида. Многие химические процессы, отвечающие за это социальное желание, по-прежнему, не найдены, но когда они будут обнаружены, у специалистов по психическому здоровью появятся новые пути помощи тем, чьи социальные «энергии» больше или меньше желаемого (Panksepp, 2004; Watt & Panksepp, 2009a, 2009b). Чрезмерное возбуждение этой системы приводит к паническим атакам. Возможно, панические атаки имеют больше общего с депрессивными расстройствами, чем с тревожно-фобическими. Эти знания могут дать лучшее понимание для таких расстройств, возникающих в детском возрасте, как аутизм, поскольку некоторые дети с этими гетерогенными состояниями могут быть социально отчуждёнными, так как высвобождение эндогенных опиоидов вызывается в ответ на самого себя, а не на значимого другого (Panksepp, Lensins, Leboyer & Bouvard, 1991).

ИГРА: молодые животные играют друг с другом с большим удовольствием, что помогает в социальной навигации. Стремление играть не эволюционная случайность, оно (стремление) как бы вшито в инстинктивный поведенческий аппарат мозга млекопитающих. По сравнению с другими эмоциональными системами, об этой известно меньше всего. Интересно, что ИГРА способна вызывать смех у всех индивидов, вовлечённых в общую игру (на youtube можно посмотреть видео, как смеётся крыса, когда с ней играет Яак Панксепп). ИГРА помогает оценить молодому животному, что делать можно, а чего делать нельзя. Детям, которым по какой-то причине не дают выразить эти стремления, могут ошибочно ставить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также назначать лечение. Более гуманным подходом в подобных случаях будет предоставление дополнительного игрового времени (Panksepp, 2007c). Эта система необходима для последующей модуляции социальных способностей (Panksepp, 2001).

(с) Александр Голов врач-психиатр

Tags: психосоматика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments