Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов (hypnosismoscow) wrote,
Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
hypnosismoscow

КОГНИТИВНЫЙ ГИПНОАНАЛИЗ. ОБУЧЕНИЕ И ПРАКТИКА

Когнитивный гипноанализ как современный метод избавления от фобий и психосоматических расстройств

Когнитивный гипноанализ (КГА) – это разновидность психологической коррекции, основанная на гипнотизации индивида с целью исследования его психической деятельности. Содержание КГА сводится к исследованию гиперэмоциональных переживаний субъекта, имевших место в его жизни, с целью выявления паразитарных рефлексов (по Павлову), которые могли стать следствием этих переживаний. Особенностью КГА является силлогистический характер определения материалов для выработки стратегии лечения осуществления психокоррекционного воздействия, что делает всю процедуру диагностики творческим актом, что, впрочем, не отменяет канонов, делающих этот вид психологической помощи одним из самых признанных в мире.

Гипноанализ применяется главным образом для обнаружения первичных амнезированных психотравм, полученных в прошлом (в возрасте до 5-6 лет), но лежащих в основе имеющихся у индивида на момент обращения психосоматических и психовегетативных реакций. Во время проведения гипнотических сеансов, клиент «возвращается» в тот возраст, в котором, образно выражаясь, формируются все «почки», из которых со временем прорастает его характер, его акцентуации и будущие фобии. Поскольку психотравмирующие события в результате действия защитных механизмов психики амнезируются, человек, находящийся в состоянии бодрствования, не может произвольно актуализировать те воспоминания, которые имеют непосредственное отношение к его патологическим неконтролируемым реакциям. Он не помнит в деталях всё своё раннее детство, и тем более свое младенчество, но информация о тех событиях становится доступной для анализа только на момент пребывания в состоянии гипнотического транса, который, таким образом, выступает в роли рубильника, переключающего психику человека с сознательного уровня на досознательной / подсознательный.

Вторым каноном когнитивного гипноанализа является временной фактор в формировании психической системы взрослого человека. Принято считать, что рост психосоматических «побегов» из младенчества происходит не сразу, а постепенно, по мере того как они получают развитие за счет повторения. Обычно это одна и та же реакция на схожую комбинацию внешних сигналов. Такого рода явления удобнее описывать в терминах учения Павлова об условных рефлексах, благодаря которому становится понятно, почему безобидные акцентуации со временем могут переродиться в злокачественные отклонения. Метафорический образ психосоматического заболевания как картофельного куста, структура которого спрятана под землей в виде сообщающихся друг с другом клубней, позволяет психотерапевту планировать возрастную регрессию методом «от клубня к клубню», достигая, таким образом, максимального результата. Обновляя природу каждого из «клубней» посредством катарсисного повторного проживания сверхзначимого события, клиент с помощью ведущего его психолога замещает травмирующее впечатление новым – безопасным. Таким образом обрабатывается весь «куст» воспоминаний, пока в памяти клиента не останется патогенных воспоминаний.

Третьим каноном КГА, можно назвать представление о гипнозе как о диссоциации (расслоении) личности реципиента. Этот образ удовлетворителен в применении к первому канону (в досознательном возрасте дети говорят о себе в третьем лице, потому что пребывают в диссоциативном состоянии непрерывно). И ко второму (чем сильнее приобретенный рефлекс, тем более выражено расслоение психики). Например, человек, впадающий в панику при шуме самолетного двигателя, одновременно отчетливо понимает, что причин для паники нет, потому что шум двигателя опасности не представляет. Таким образом, мы называем диссоциацией не расслоение, а спонтанный выход неконтролируемых психофизиологических реакций, которые вступают в конфликт с сознанием и волей индивида. От гипнотического это состояние отличается одновременной активизацией двух разнонаправленных сил – сознания и подсознания. Собственно, этот дуализм и порождает проблему.

Перечисленные представления сформировались не сами по себе, а вследствии эволюционного равития науки. Метод катарсиса обосновал Йозеф Брейер, который одним из первых предположил, что большинство заболеваний представляют собой перенаправление психической энергии на поддержание болезненного симптома и формируются на основе кризисных событий в психической жизни человека.

Эту теорию уже на уровне физиологии подтвердил Алексей Ухтомский, который предположил, что мы выбираем предметы из внешней среды и определенный тип поведения, чтобы удовлетворить доминанту - комплекс возбуждений в коре головного мозга. Возникающая при этом ассоциация потребности, предмета и поведения формирует павловский условный рефлекс, подтверждая теорию Даниеля Гоулмана об эволюции мозга за счет запоминания наиболее эмоционально насыщенных событий. Проблема в том, что человек, попадая в травматическую ситуацию, часто теряет контроль над своим поведением и мышлением, что приводит к возникновению психосоматического феномена, когда поведение человека становится зависимым от постоянно восполняемой потребности (панические атаки, кожные высыпания, логоневрозы), либо от внешних триггеров, запускающих тот или иной условный рефлекс (фобии, аллергии, дезадаптивные эмоциональные реакции и др.). При этом индивид не помнит первопричину расстройства, поэтому, согласно теории Пьера Жане лечение должно состоять в гипнотическом выявлении скрытой в памяти психотравмирующей ситуации и обновлении впечатления о ней. На уровне физиологии такое исцеление объясняется двусторонним процессом: с одной стороны происходит угасание условного рефлекса (эмоция исчезает в отсутствии реального подкрепления, когда, например, человек заново переживает травматическую ситуацию лишь в своем воображении). С другой - завершается доминанта (реализация, когда-то нереализованного действия, гештальт), которая запускает тормозные механизмы в коре головного мозга, прекращая невротическую реакцию.

Вслед за предшественниками, мы осваивали и развивали КГА последние десять лет, привнося в него то новое, что открывается в процессе будничной практики. Так, например, отмечая тот момент, что подсознательные реакции часто проявляются через психосоматические отклонения, мы предположили, что эту зависимость можно использовать для гипнотизации клиентов с низким уровнем гипнабельности. Эта догадка много раз находила подтверждения на практике во время проведения психокоррекционной работы с разными клиентами. Если удавалось спровоцировать приступ психосоматического заболевания, то даже негипнабельный индивид довольно легко погружался в глубокий гипноз. Таким образом, были усовершенствованы техники гипнотизации, которые позволили резко расширить круг лиц, которым КГА может оказать помощь. По отзывам коллег, такой подход увеличивает число успешных клиентских запросов, примерно, на 20 %. Кроме того, нам удалось формализовать некоторые алгоритмы погружения до сверхглубоких стадий гипноза, что необходимо, например, для гипнотической анестезии во время операции.

Резюмируя вышесказанное, мы полагаем, что КГА представляет собой крайне эффективный и заслуживающий внимания широкого круга специалистов метод ведения психокоррекционной работы. С 2017 года нами проводится обучение современным методам гипноза на специализированных курсах.

Трансовые техники и когнитивный гипноанализ для избавления от психосоматики (очно в мини-группе в Москве)
Online-курс "ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА" (длительность полтора месяца)


Tags: гипноанализ, обучение гипнозу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments