Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов (hypnosismoscow) wrote,
Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
hypnosismoscow

Как управлять подсознанием?

Подсознание – это прошлое души, которое хранит все наработанные и врожденные рефлексы, воспоминания от момента рождения (и дальше, но это уже другая история). Кто управляет столь огромным внутренним миром? Сознание не имеет власти над физиологическими процессами. Нельзя одним приказом заставить себя заснуть, покраснеть, уменьшить или увеличить кровоток. Внешние обстоятельства? Человек не машина, хотя иногда и поступает сообразно какой-то программе, но чаще может действовать, считает нужным.

Ответ не будет секретом. Подсознание (бессознательное или глубинный разум) – это живая самоорганизующаяся система. Так решила мудрая Природа, обсуждение целей которой не входит в тему данной статьи. Задача стоит более прозаическая, каким образом можно вмешиваться в эту невидимую работу тела и психики.  

К Станиславскому вернемся чуть позже, а пока посмотрите отрывок из фильма «Семь шагов за горизонт». На записи представлены эксперименты профессора Райкова. Двум молодых людям было внушено под гипнозом, что они стали (здесь и сейчас являются) творческими личностями. Девушка – читает стихи под гипнозом, молодой человек рисует портрет. (Смотрите с 52 минуты)

Остановимся и ответим на вполне закономерные вопросы читателей. Эти люди ничем особо не выделяются, никто из них не стал ни великим художником, ни знаменитой поэтессой. Но на записи мы видим другое, как же так? Нет, каждый из испытуемых обладал каплей таланта, который гипнотизер усилил в разы путем внушения. И все. Почему этим не пользуются в искусстве, в науке? Стоп, как это не пользуется. Настоящий научный работник сконцентрирован над изучаемой проблемой так, что думает о ней сутки напролет и часто уходит в себя в поисках ответа. Актер годами оттачивает техники вхождения в нужный образ, развивает мимику, голос, учится вызывать неподдельные эмоции. Архитектор во сне может увидеть конструкцию во всей полноте, художнику в легкой дремоте является замысел картины. Все это давно известно творческим людям. Но пока это слова, как поймать вдохновение?

Обратимся к трудам Станиславского. Возьмем то, что лежит на поверхности, а именно стремление Системы достичь «подсознательное через сознательное». Константин Сергеевич говорит устами Торцова в книге «Работа актера над собой», что «В творчестве надо сначала увлечься и почувствовать, а потом уж – захотеть. Вот почему приходится признать, что воздействие задачи на волю не прямое, а косвенное» и дальше «Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство».

В гипнозе человеку можно внушить или заставить (сказки про то, что нельзя идти против убеждений и ценностей пусть до сих пор «лапшой» весят на ушах доверчивых слушающих) сыграть некую роль. Но люди разные, и когда гипнотизер дает внушение «Николай, ты есть Александр Македонский, Николай , ты, Александр Македонский!», то каждый будет действовать в соответствие с имеющимися представлениями о личности великого полководца. Гипноз собирает в единый образ весь индивидуальный опыт (картинки, отрывки статей из истории, эпизоды из фильмов).

Пример внушенного поведения на сцене во время сеанса эстрадного гипноза (фото 1989 года).

Подсознание способно вызывать любые чувства из памяти. Специалисты, владеющие, классическим гипнозом, не раз ставили эксперименты (с лечебной целью, настоящие врачи не являются сотрудники всяких мистических организаций или отрядов 731). Приводим описание одного такого случая из книги К.И. Платонова «Слово как физиологический и лечебный фактор»:

«Больной был усыплен, после чего мы сделали следующее словесное вну­шение: «Сейчас 1928 г., вы в Сеченовском институте, проснитесь!». Он проснулся, и вся его поза и выражение лица отражали его угнетенное состояние: грустно-задумчивое, страдальческое выражение лица, непод­вижная поза. Стал ломать руки, тяжело вздыхать, по лицу текли слезы. На вопрос: «Что с вами, почему такая грусть?» ответил: «Ох, тяжело» и разрыдался (есть снимки в книге).

Случайно присутствовавший на одном из сеансов гипноза врач Б. из Института имени Сеченова, наблюдавший Р. в 1928 г., подтвердил сходство состояния больного. Изменения в поведении Р. наступили так­же после словесной инструкции: «Сейчас 1927 г., проснитесь!» (в этом году у больного постоянно проявлялось подозрительное отношение к сотрудникам и подчиненным и недоверие к ним). Манера разговаривать и мимические реакции отражали это «параноидное» состояниеАналогичные наблюдения были сделаны и в декабре 1933 г.

Картины этих состояний можно было воспроизводить повторно. Они демонстрировались нами на конференциях врачей Украинского психо­неврологического института и Центральной поликлиники Наркомздрава. Нужно сказать, что эти репродукции, как и в предыдущем случае, ни­сколько не отразились на состоянии здоровья Р. и не помешали выполнению им напряженной работы. Рецидивов заболевания не было.»

Желающие могут найти книгу Платонова и прочитать, как использовались подобные случаи для лечения пациентов (начиная со странице 100). Другие примеры есть в статье Гиппиус С. В. «Удивительные способности человеческой памяти» (из книги «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств»).

Еще один пример эстрадного выступления, когда гипнотизер отбирает хорошо внушаемых людей (сомнамбул) и показывает, как слово может влиять на человека.

Чем полезен гипноз для людей, занимающихся творчеством или имеющих развитое воображение? Гипноз выступает как катализатор мыслительных процессов. В этом состоянии усиливается концентрацию на одном предмете, отсекается все лишнее.

►Гипноз позволяет вызывать как отдельные эмоциональные состояния, так проигрывать в голове целый спектакля (или поединок, кому что).

►С помощью гипнотизера человек может мобилизовать все ресурсы психики на решение конкретной проблемы. Внушение запускает работу мозга во время сна.

►При наличие нужного опыта, можно путем мысленных команд входить в состоянии ярости, радости, страсти, безмолвия. 

Пример из практики. Автор дважды сталкивался с техникой создания фантома (дельный анализ понятия дала Алла Демидова в мастер-классе «О психической энергии актера SaveFrom.net»), некой иной субличности, включающейся для работы с конкретной целью. Один из этих случаев.

На прием пришла, Алла (имя, конечно, иное). 44 года, работает бухгалтером в нефтяной фирме. Имеет ребенка, дочь, которая живет с родными в другом городе. Муж трудится в той же организации вахтовым способом (месяц там, месяц дома). По словам пациентки, отношения в семье нормальные, былой страсти нет, но оба супруга питают к друг другу дружеские чувства. Возможно поэтому, за последние пять лет у женщины сформировалось стойкое чувство одиночества. Чтобы рассеять скуку Алла вернулась к увлечению детства – езде на мотоцикле и стала регулярно бывать в тусовках байкеров. Мужа в курс дела естественно не поставила, это ее тайна.

Со временем Алла купила собственный байк, который оформила на свою сестру. Но опыта вождения нет и главное Алла панически боится дороги, тем не менее, кататься очень хотелось. Была просьба создать субличность «Гонщик» (оказалось, что сие понятие даме знакомо, как следствие сей факт значительно упростил и ускорил работу), которая позволяет без страха одной ездить на мотоцикле. Система была поставлена, отзывы положительные. Спустя два сеанса Алла прокатала весь выходной без прошлых проблем. После в ходе двух закрепляющих сеансов в субличность «Гонщик» добавлена установка на концентрацию опыта успешного вождения, то есть каждый раз подсознание использует новые навыки «наилучшим для тебя образом».     

Tags: гипноз, зомбирование, подсознание, станиславский, субличности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments